Фото
Иванов Василий Андреевич
Пятница, 30 Сентября 2016 16:09

Рубрика «Великие юристы прошлого»

В Санкт-Петербургском Юридическом Центре с неким священным трепетом относятся к гениальным теоретикам и практикам права, которые сформировали принципы юриспруденции, написали учебники и произнесли в судах сотни сверх убедительных речей. С тех пор количество законов и регулируемых отраслей права выросло в сотни раз. И место гениальных одиночек заняли агентства с командой талантливых и работоспособных юристов. Мы равняемся на внимательность, честность и мастерство легендарных адвокатов минувших лет. Изучая опыт прошлого ― избегаешь ошибок будущего. Поэтому мы подготовили серию интересных обзорных материалов о своих кумирах ― лучших юристах страны. И первым из них будет...

Пётр Александров (1838 — 1893) 

 Целых 15 лет после выпуска из Петербургского университета он прослужил в прокуратуре, но в 1876 году из принципиальных соображений выступил в защиту независимости прессы, чем вызвал недовольство собственного начальства и Министерства юстиции. После конфликта подал в отставку, бросил карьеру обвинителя и ушёл в адвокатуру.

Надо понимать, чего стоил этот шаг. В то время оставить государственную карьеру в имперских органах права и уйти «на вольные хлеба», в обществе, где всё решали чины, титулы и звания… Молодому Александрову пришлось очень тяжело. 

Как адвокат Александров впервые проявил себя на знаменитом политическом процессе «Дело 193-х», обратив внимание профессионального сообщества глубоким анализом состава преступления, детальным разбором улик и доказательств, ловким опровержением выводов экспертизы и виртуозными прениями с прокурором. 

Столь тщательный подход отличал дела Александрова и много лет спустя. Но главным его козырем были речи. Сдержанные, убедительные, с железным аргументированием и крепкой внутренней структурой.

 

Дело о молодых революционерах, Вере Засулич и покушении на убийство градоначальника

Знаменитой речью Александрова стала речь в защиту Веры Засулич, обвиняемой в покушении на убийство тогдашнего градоначальника Санкт-Петербурга Ф. Ф. Трепова. 

Александров расследовал, что стояло за этим покушением и проследил цепочку событий, повлиявших на решение девушки. Отправной точкой стала антиправительственная демонстрация студентов на на площади Казанского собора, арест зачинщика Боголюбова и его наказание розгами по приказу Трепова, человека грубого, деспотичного и малообразованного. Варварская расправа над беззащитным заключённым студентом вызвала бурю негодования в обществе, что и сподвигло Веру на столь решительный шаг. 

В речи, повлиявшей на решение присяжных, Александров показал себя талантливым, артистичным и мужественным судебным оратором. Его стараниями Засулич была оправдана, что вызвало у присутствующих в зале шквал восторгов. 

Знаменитый юрист Кони, председательствующий на процессе, позже вспоминал: «Тому, кто не был свидетелем, нельзя себе представить ни взрыва звуков, покрывших голос старшины, ни того движения, которое, как электрический толчок, пронеслось по всей зале. Крики несдержанной радости, истерические рыдания, отчаянные аплодисменты, топот ног, возгласы: «Браво! Ура! Молодцы! Вера! Верочка! Верочка!» — все слилось в один треск, и стон, и вопль. Многие крестились; в верхнем, более демократичном отделении для публики обнимались; даже в местах за судьями усерднейшим образом хлопали»

Из зала суда Александров вышел знаменитостью. Его речь была пропечатана в газетах, а после и переведена на европейские языки как блестящий образец судебного ораторского мастерства. 

С тех пор Александров провёл много знаменитых процессов, блестяще защищая своих подопечных. 

 Ритуальные убийства, еврейский вопрос и национальная рознь

Одним из самых скандальных и громких дел стало Кутаисское дело, на котором Александров защищал четырёх невиновных людей ― четырёх евреев, которых обвинили  в похищении и ритуальном убийстве шестилетней девочки.

Александров доказал, что обвиняемые невиновны, что речь идёт об антисеметизме, а большинство обвинений ― явное лжесвидетельствование. На процессе Александров выступил не только адвокатом, но и, скорее, общественным деятелем, борющимся с тёмными суевериями, неграмотностью и предубеждениями в обществе. Речь Александрова к скандальному Кутаисскому делу о разжигании национальной розни:

«Это дело напомнит русским людям о справедливости, которая только и нужна, чтобы такие печальные дела не повторялись. Скажет свое поучительное слово и нашим общественным деятелям, держащим в своей власти нашу честь и свободу. Оно скажет русским следователям, что не увлекаться им следует народным суеверием, а господствовать над ним..., оно скажет русским прокурорам, что дороги и любезны они обществу не только как охранители общества от преступных посягательств, но и в особенности как охранители его от неосновательных подозрений и ложных обвинений.»

 И последнее

Последней, и, пожалуй, лучшей речью Александрова стала его речь по делу Нотовича, который в газете «Новости» вскрывал подробности о злоупотреблениях в Петербургско-Тульском банке. Нотович обвинялся в клевете, но Александров опроверг все обвинения.

Примечательно, что адвокатская карьера Александрова началась с дела о защите печати ― и тем же и закончилась.

Уважая профессию, Александров говорил тихо, но убедительно, с большой внутренней силой. Речи он тщательно продумывал, но ставку делал не столько на мастерство оратора, сколько на досудебную подготовку и изучение материалов.

11 марта 1893 года, на 55 году жизни Пётр Акимович Александров скончался от бронхиальной астмы.

Его речи включены во множество сборников и считаются образцом ораторского мастерства и юридического профессионализма.

P.S.: в Санкт-Петербургском Юридическом Центре особенно любят и ценят Петра Акимовича, а сборник его речей занимает почётное место в нашей библиотеке.

Количество просмотров: 1615
Оставьте номер и юрист перезвонит Вам

*Оставляя заявку, вы СОГЛАШАЕТЕСЬ на обработку персональных данных

АДРЕС ОФИСА

Санкт-Петербург, Спасский пер., 14/35

Рейтинг@Mail.ru